Испытания сборных и соединительных шин

Предназначаются шины для подсоединения и распределения электрической энергии. Их повреждение приводит к прекращению подачи электроэнергии от станций к потребителю. В связи с этим – и для повышения пожаробезопасности — им уделяют пристальное внимание при монтаже, а также проводят регулярные испытания во время их эксплуатации.
Испытывают их согласно «ПУЭ» (п.1.8.2.7). Различают следующие виды испытательных работ:
- измерение сопротивления изоляции;
- подача повышенного напряжения;
- замер сопротивления постоянному току.
Измерение сопротивления изоляции
Производятся данные испытания при помощи мегомметра на напряжение 1 кВ. Величина сопротивления должно быть не менее 0,5 Ом. Измерять необходимо каждую фазу отдельно, а остальные при этом заземлять.
Особенности изоляции шин
При измерении сопротивления шин для начала необходимо убедиться, что их изоляция проходит через масляный выключатель. Линейный разъединитель при этом должен быть отключен. Проверка заключается в отслеживании состояния изоляторов, а также прочности и достаточности воздушных промежутков, выполняющих изоляционную функцию и разделяющих заземление и фазы. Особое внимание стоит уделить состоянию изоляции всего оборудования, которое непосредственно связано с проверяемыми шинами. Речь идет о выключателях, а также трансформаторах тока.
Подача повышенного напряжения
Величина испытательного выпрямленного напряжения зависит от типа изоляционного покрытия и выбирается с опорой на специальную таблицу. Длительность такого замера составляет одну минуту, и проводится оно до подключения силовых кабелей. В тех случаях, когда в составе изоляционного слоя содержатся твёрдые органические материалы, время увеличивается до 5 минут. Если в изоляционном слое не произошёл пробой и отсутствовал нагрев, то такие изоляторы допускаются к эксплуатации.
Замер сопротивления постоянному току
Все соединения токоведущих шин выполняются в виде сварочного шва, а подсоединение их к выводам аппаратов – при помощи болтового соединения. Первым делом необходимо произвести визуальный осмотр таких креплений, предварительно обесточив их и очистив от загрязнений. Сварные швы не должны иметь трещин, прожогов или непроваров. На болтовых узлах измеряют переходное сопротивление соединения. Его величина не должна быть больше чем в 1,2 раза аналогичного сопротивления, но на участке без соединения.
Для данных испытаний используется микроомметр. При помощи его щупов осуществляется прижим к токопроводящим частям с двух сторон проверяемого участка.
Болтовые соединения выборочно проверяются и на качество затяжки самих болтов. В местах соединения не должны присутствовать различного рода вмятины, неровности либо раковины.
На момент испытательных работ необходимо в обязательном порядке соблюдать правила техники безопасности, поэтому в наличии должны быть:
- диэлектрический коврик;
- индивидуальные средства защиты;
- заземляющие штанги;
- предупреждающие плакаты и ограждения.
Сроки действия протоколов испытания сборных шин
Каждый протокол испытания сборных шин имеет свой срок действия. Так, результаты, полученные при замерах уровня переходного сопротивления неизолированных проводов высоковольтных линий на напряжение от 35кВ и более, а также сборных шин и токопровода распределительного устройства, которые рассчитаны на показатели минимум в 1000А, необходимо обновлять каждые шесть лет.
В то же время, если тепловизионный контроль имеет положительные данные, то измерение самого переходного сопротивления не проводится.